Все - в блогеры и журналисты?

Как и зачем кузбасские школы заходят в медиасферу и укореняются в ней

4 ноября на ВДНХ стартует выставка-форум «Россия», в которой примут участие все 89 регионов нашей страны. Освещать это грандиозное событие вместе с опытными журналистами будут и юные корреспонденты, прошедшие серьезный конкурсный отбор. В их числе – 17 ребят из Кузбасса. Очевидно, что детская журналистика за последние годы совершила в нашем регионе серьезный качественный рывок. Процесс оснащения школ мультимедийным оборудованием набирает в Кузбассе обороты, и вскоре в каждой школе должен появиться свой медиацентр. При этом одни школы уже прекрасно адаптировались в сфере медиа и достигли огромных результатов, а другим только предстоит начать свой медиа-путь. Как обстоят дела в уже существующих школьных медиацентрах и с какими трудностями сталкиваются только что организованные медиаплощадки, мы узнали, побывав на дистанционной брифинг-сессии, которую провел Институт развития образования (ИРО) Кузбасса.

Как и зачем кузбасские школы заходят в медиасферу и укореняются в ней
Участники брифинг-сессии

Школа сегодня – совсем не та, что раньше. Школы реконструируются и оснащаются современным цифровым оборудованием, в них появляются советники директоров по воспитанию, школьные театры, органы самоуправления, а также собственные медиацентры. Иногда это почти настоящие медиахолдинги, которые выпускают различный медиаконтент: печатные издания (газеты и журналы), электронные медиа (блоги, электронные журналы, социальные сети), видеоконтент (видеоновости, фильмы, социальные сюжеты, анимация), аудиоподкасты и радиопередачи.

«Медиасфера в последнее время стала слишком притягательной для современных подростков и молодежи, - отметил проректор по научно-методической работе ИРО Кузбасса Алексей Смирнов. – И очень важно стать грамотными наставниками для наших детей в освоении этой сферы. Конечно, не каждый учитель сразу может стать медиапедагогом. Для этого он должен сам многому научиться. Многим кузбасским школам только предстоит запустить свои медиацентры. И учителя, которые не имели никакого отношения к СМИ и медиа, сейчас находятся в некоторой растерянности: где учиться, откуда получать информацию, где взять методики и программы, на что обратить внимание в первую очередь?»

Алексей Смирнов, проектор по научно-методической работе ИРО Кузбасса

Откликнувшись на запрос учителей, ИРО Кузбасса провел дистанционную брифинг-сессию «Медиаопыт педагогов Кузбасса». На мероприятие пригласили и тех, кто давно в теме, и тех, кто пока плохо понимает, с чего нужно начинать. Более 20 участников, имеющих отношение к работе школьных медиацентров, из Кузбасса, Томска и даже подмосковья собрались в студии ИРО, чтобы познакомиться с незаурядными практиками медиапедагогов, продуктами школьных медиацентров, уже полученными результатами, а главное - с единомышленниками и обзавестись полезными контактами.

«Я – простой учитель биологии, и мне, конечно, очень сложно войти в ту сферу, которая мне абсолютно не знакома, - призналась Тамара Казанцева, учитель киселевской школы №28. – Это же школьные программы, там все должно быть регламентировано. А мы пока не понимаем, откуда брать методики, как привлекать к работе ребят, какого возраста они должны быть, чему мы их сможем научить в пока не знакомом для нас самих материале. Педагогика и медиа – это же два разных мира. Конечно, нам будет проще, если кто-нибудь, кто имеет опыт работы в медиасфере, поможет нам освоиться в ней».

Под крылом у профессионалов

Очень эффективно работают школьные медиацентры, которым оказывается шефская помощь от авторитетных СМИ. К примеру, главный редактор телекомпания «12 Канал» Ирина Самоцветова курирует школьные медиацентры города Березовский. «Воспитанники наших медиацентров учатся искать информационные поводы для своих материалов, а в маленьком городе, как вы понимаете, их найти не так-то просто, - рассказывает Ирина Самоцветова. – Мы учим ребят правильно формулировать заголовки, распознавать фейки, делать полноценный новостной контент. Для этого на старте достаточно иметь телефон, наушник, микрофон и желание. У нас в городе есть «Точки роста», в дальнейшем мы планируем задействовать и их, не исключаем выезды и на более оснащенные базы и видеостудии».

Ирина Самоцветова, главный редактор телекомпании "12 канал"

Самоцветова планирует добавить процессу соревновательности, введя в практику профессиональный отбор лучших школьных новостей для формирования общего муниципального выпуска. Это и дополнительный стимул, и прекрасное портфолио для юнкоров.

А в школе №14 города Кемерово вот уже три года школьный медиацентр курируют педагоги дополнительного образования из Детского центра творчества им. В.Волошиной, выпускники КемГИК, действующие режиссеры и сценаристы Дарья Малая и Евгений Коновалов. Вместе с ребятами они открыли медиастудию, вместе придумали ей названием (ЛАВАНДАЛАМА), вместе разработали логотип и даже сделали его анимированным. Действующие специалисты из медиасферы делятся со школьниками своим профессиональным опытом, учат их основам монтажа и сложной анимации.

Логотип кемеровской детской медиастудии "ЛАВАНДАЛАМА"

Отметим, что «МК в Кузбассе» тоже оказывает шефскую помощь медиацентру Елыкаевской школы им. Н.И. Масалова.

На первом этапе такое шефство очень помогает верно выстроить работу медиацентров, заложить теоретическую и практическую базу, задать вектор для дальнейшего развития. Когда профессиональные, действующие представители медиасферы заходят в образовательную среду, все складывается наилучшим образом. Вместе со школьниками работе с медиа учатся и педагоги. Возможно, полезными для школьных медиацентров могли бы стать студенты, получающие соответствующие специальности (журналистика, режиссура, кинематография, связи с общественностью и т.д.). В рамках студенческой практики они могли бы делиться с юнкорами и медиапедагогами уже полученным опытом и обогащать свой.

Сами с усами и огромным опытом

Есть среди школьных медиацентров и корифеи, которые сами могут научить чему угодно. Так, медиацентр (ранее – пресс-центр) кемеровской гимназии №21 работает с 1999 года – почти 25 лет! Сейчас им руководит советник директора по воспитанию, педагог дополнительного образования Анна Грачева.

«Наш медиацентр занимается изданием школьного журнала (с 2003 года), также мы снимаем видеоновости, а на больших переменах у нас работает школьное радио, - рассказала Анна Грачева. – И ребята все делают сами: выбирают концепцию, находят инфоповоды, проводят интервью, пишут статьи, верстают, монтируют».

«Нечестно будет не отметить, что мы работаем в сотрудничестве с нашими учителями. На последнем этапе, когда материал почти готов, мы передаем его на корректуру учителям русского языка и литературы, - добавила одиннадцатиклассница и редактор школьного журнала «Connecting Pupils» Мария Холодова. – А уже потом отправляем в печать».

Глеб Горбачев – редактор школьного радио. Он занимается планированием каждого выпуска и отбором соведущих. «Чем меньше текст, тем труднее его писать, - признается Глеб. – Выпуски на школьном радио занимают буквально 3 минутки. И в этот маленький текст нужно уместить все самое важное. Мы рассказываем в своих радиопередачах об исторических событиях, которые произошли в этот день, о праздниках и о школьных новостях».

Будущие выпускники постоянно делятся опытом с ребятами, которые приходят в медиацентр в начале учебного года, а в школьном летнем лагере работают секции, в которых учат фотографировать и писать статьи.

Юные журналиста признаются, что работа в медиацентре – это серьезная дополнительная нагрузка. Иногда им приходится задерживаться в школе до самого вечера. Но, говорят, что те знания, которые они получают, тот профессиональный опыт и новая интересная жизнь однозначно того стоят.

Воспитанники медиацентра гимназии №21 побеждают в огромном количестве всероссийских конкурсов, принимают участие во всероссийских слетах и профессиональных сменах. Именно ученицы гимназии Мария Холодова и Дарья Михеева вошли в число юнкоров, которые в ближайшие дни отправятся на ВДНХ, где на главной выставке страны будут освещать работу уникального интерактивного стенда «Кузбасс».

Юнкоры с особенностями

Екатерина Казарина руководит медиацентром школы №100, где учатся ребята, имеющие особенности развития. Для этих детей медиацентр стал прекрасной возможностью найти себя в профессии, где особенности здоровья не будут иметь никакого значения.

«Наш медиацентр появился совсем недавно – мы работаем с сентября этого года, - рассказала Екатерина Казарина. – Первым делом мы поговорили с ребятами и их родителями о кибербезопасности, составили памятку. А потом приступили к работе. Мы занимаемся изданием школьного журнала, фотографией, видеомонтажом и в качестве отдельного направления выделили интервью. Сейчас в медиацентре обучается 20 ребятишек. Кто-то из них передвигается на колясках, у кого-то есть сложности с моторикой, но, как показала практика, медиацентры имеют потрясающий профориентационный потенциал, особенно для детей с ОВЗ. Ребенок, который, к примеру, плохо разговаривает, может отлично писать, делать фото и видео. В медиасфере можно найти тот формат продукта, который тебе интересен и который ты готов создавать. А потом развить себя в этом направлении и сделать его своей профессией. Один из воспитанников нашего медиацентра решил снимать обучающие ролики по медиа для деток, которые учатся дома и не могут приезжать к нам в школу. Он пришел к нам, чтобы научиться ставить камеру, свет и сделать видеоуроки максимально интересными для своего особенного зрителя».

Екатерина Казарина, руководитель медиацентра школы №100

Важно отметить, что медиацентры помогают выбирать свой профессиональный путь не только особенным детям. Многие воспитанники школьных медиацентров уже определились со своей профессией и после окончания школы планируют поступать в кемеровские вузы на факультеты, связанные с медиа, режиссурой и кинематографией.

Медиа - это, прежде всего про коммуникацию. Коммуникацию между производителями и потребителями медиапродукции (или контента – кому как больше нравится). Интернет позволил детям почувствовать себя полноценными участниками этого процесса, причем не только с точки зрения потребления, но и с точки зрения производства. Каждый ребенок, имеющий телефон, может сегодня вести собственный блог, делать своим новостные посты и репосты, «пилить сторисы» и другое. А школы выводят этот процесс на качественно иной уровень. В студии неоднократно звучал вопрос: «Наши дети такие продвинутые, они умело пользуются гаджетами, осваивают новые технологии. Сможем ли мы в скором будущем их чему-то научить? Или они будут учить нас?» Ответ был однозначен: мы будем учиться друг у друга. Дети, действительно, быстрее осваиваются в интернете и технологиях. Но задача профессиональных наставников юных блогеров и журналистов – научить их грамотно работать с информацией, со словом, композицией, привить этические основы, сделать медиаматериал более глубоким и профессиональным, а нахождение детей в медиапространстве не только интересным, но и безопасным, развивающим и плодотворным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру