Кто и зачем идет в педагоги в Кузбассе?

Педагогов в Кузбассе не хватает. Педагогов дошкольного и начального школьного образования особенно, потому что очень ответственно, но не особо престижно и не очень денежно. Кто же идет в эту профессию: подвижники-обладатели особого призвания или те, кто больше никуда не поступил? Журналисты «МК в Кузбассе» выясняли это на вступительных экзаменах в Кузбасский педагогический колледж.

Кто и зачем идет в педагоги в Кузбассе?

Решившие стать педагогами

31 июля. Солнечный летний день. С самого утра к зданию Кузбасского педагогического колледжа (КузПК) начали стекаться абитуриенты. Сегодня ребята будут сдавать вступительные экзамены. Каждый из них принял для себя решение стать педагогом. Дело за малым: убедить приемную комиссию, что ты подходишь на эту роль.

До начала экзамена еще полчаса. У входа в колледж серьезно обсуждающие что-то с родителями и скромно выслушивающие наставления старших подростки, шумно хохочущие компании ровесников, сосредоточенно погруженные в телефон взрослые и дети…

Подходим, чтобы пообщаться, и задаем один вопрос: почему выбор пал на педагогический колледж?

- Меня заразила идеей стать учителем моя классная руководительница, - искренне призналась скромная светловолосая девочка Аделина Незаметдинова. – Она со мной и со всем нашим классом была очень близка, почти как вторая мама. И мне тоже захотелось стать учителем. Пока не знаю, что буду делать с детьми, которые могут не слушаться… Но, надеюсь, в колледже меня этому научат (смеется).

Аделина Незаметдинова и ее мама

Мама Аделину в ее выборе полностью поддерживает:

- Сейчас дети сами выбирают свой путь, а наша задача – обеспечить им необходимую помощь. Я бы, конечно, в учителя не пошла: сейчас очень сложные дети, не менее сложные родители… Но раз выбрала, пусть пробует!

Немного поодаль заметили девушку в хиджабе. Диля Арипова тоже пришла на экзамен с мамой:

- Я очень люблю детей, - призналась девочка. - У меня есть два младших брата, и я постоянно с ними занимаюсь. Сделала для себя важный вывод: нужно с детьми говорить ласково. Я буду добрым учителем.

Мама Дили хотела бы видеть ее врачом, но выбор дочери уважает:

- Профессия учителя предполагает умение находить подход к чужим детям. Думаю, это поможет в дальнейшем и в воспитании собственных.

Яркая блондинка в черном пиджаке привлекла внимание своим смелым, открытым взглядом.

Костенко Юлия (справа) скоро удивит всех своим выступлением на экзамене

- Вы держитесь весьма уверенно, несмотря на волнительный момент. Поступаете? – поинтересовалась я.

- Да, на педагогику начальных классов и коррекционную педагогику, - ответила девушка. - Меня зовут Костенко Юлия, я из Березовского.

- С чем связан ваш выбор?

- Мне очень нравится общаться с детьми и учить их чему-то новому. Я еще в школе начала заниматься педагогической работой – была активистом «Движения первых» и вожатой в педагогическом трудовом отряде «Пеликан». Мы работали в досуговых детских лагерях, посещали санатории и детские дома, развлекали ребятишек на дворовых игровых площадках. Так получилось, что я постоянно нахожусь с детьми и, кроме как педагогом, никем себя не вижу.

В толпе пришедших замечаем несколько молодых людей. Интересно, почему мужчины принимают решение стать педагогами?

- Вы пришли поступать? - спрашиваем, подходя то к одному, то к другому молодому человеку. Но это были то брат, то группа поддержки, то просто «Не, мы своих ждем»…

Симпатичный молодой человек что-то выяснял с представителем приемной комиссии. 11-классник безуспешно пытался найти себя в списках допущенных к экзамену.

Оказалось, самостоятельно подавая документы на поступление через Госуслуги, он случайно не завершил оформление заявки, а потому в число сдающих в этот день экзамен не попал. Надеемся, что эта небольшая неприятность не повлияет на его желание стать учителем.

Почти потеряв надежду, все-таки нашли единственного поступавшего в этот день в педколледж мальчика. Марк Силантьев приехал из Анжеро-Судженска сдавать экзамен на направление «коррекционная педагогика»:

- Я давно решил стать педагогом, - рассказал Марк. – В нашей семье четверо детей. Я старший. Поэтому, сколько себя помню, с удовольствием водился с младшими. Мне это по душе. В школе еще больше утвердился в своем интересе к профессии: проводил уроки в младших классах, работал вожатым в школьном лагере, окончил курсы при Анжеро-Судженском педколледже. Для поступления выбрал профессию коррекционного педагога, потому что хочу дать понять особенным детям, что они не одиноки и есть люди, которые хотят им помочь. И знаете, что интересно? К профессии я пришел сам. Но за несколько дней до экзаменов узнал, что по линии моего биологического отца – очень много педагогов. Представляете, общий педагогический стаж в моем роду – более 200 лет! Так что у меня неожиданно появился шанс стать продолжателем большой педагогической династии.

Единственный в этот день юноша, сдававший экзамен в КПК, - Марк Силантьев и его мама.

Поговорив с интеллигентным юношей, вспомнили, что Ушинский, Каменский, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Амонашвили и многие другие основоположники теории и методики педагогики, а также выдающиеся учителя – мужчины. И ведь правда, несмотря на то, что 86% учителей в России – женщины, именно 14 «мужских» процентов демонстрируют небывалый педагогический успех. Это подтвердила и ответственный секретарь приемной комиссии Кузбасского педагогического колледжа Дротенок Ольга Анатольевна, к которой мы обратились за комментариями:

- Почему-то сформировался такой стереотип, что учительство – это женская профессия, - отметила Ольга Анатольевна. - Только вот мужчины-педагоги всегда были нарасхват. В них присутствует то, чего нет в женщинах-учителях: рассудительность, сдержанность, системность и особая логика изложения. И есть еще одна причина: у некоторых детей нет отцов, и они нуждаются в мужском внимании, примере и поддержке. Потому мужчины-педагоги так востребованы. Многие поступившие к нам юноши остаются в образовании и делают прекрасную карьеру.

- А много ли в колледже юношей-студентов?

- Основной поток юношей у нас на направлениях «физическое воспитание» и «профессиональное обучение». В этом году на эти направления поступают 130 мальчиков, это примерно 8% от общего числа абитуриентов, желающих получить педагогические специальности в нашем колледже.

Всего в КузПК ведется набор на восемь направлений (или специальностей).

Как отметила Ольга Дротенок, все они востребованы, но повышенным спросом год от года продолжает пользоваться «преподавание в начальных классах» и «физическая культура».

- В последние годы увеличился спрос на специальность «дополнительное образование», - подчеркнула Ольга Анатольевна. - Резкий скачок популярности произошел у «коррекционной педагогики», которая отвечает потребностям времени, ведь детей с особенностями здоровья сегодня становится все больше, а специалистов в этой области в регионе, да и в России остро не хватает.

Проходим в аудитории!

- Абитуриенты, поднимите руки! - ближе к 10 часам из здания колледжа вышли бойкие девушки, и началась регистрация.

Доброжелательно общаясь с абитуриентами и терпеливо отвечая на вопросы родителей, девчонки довольно оперативно распределили поступающих на 3 группы по направлениям, и ребята вслед за своими кураторами направились в аудитории, где их ждали экзаменаторы.

Анастасия окончила 3 курс по специальности «Преподавание в начальных классах».

- Как ловко у вас все получилось! А что можете сказать о потенциальном пополнении? – поинтересовались мы.

- Ребята разные: кто-то чересчур активный и напористый, а кто-то стесняется даже фамилию четко назвать, - ответила девушка.

- Не будет ли такая стеснительность преградой для получения педобразования?

- Знаете, когда я поступала, у нас в группе тоже учились ребята, которые были слабыми коммуникаторами.

- И как сейчас, за 3 года учебы что-то изменилось?

- У многих – да. Они прокачали этот навык и сейчас не боятся не только общения, но и аудитории. Научиться можно всему. Главное – желание и мотивация.

- А как вы оказались в приемной комиссии, помогаете?

- У нас летняя практика, и мы ее здесь проходим. Учимся общаться со школьниками и их родителями в режиме многозадачности, - улыбаясь, ответила студентка.

Оказалось, возможность пройти практику в приемной комиссии колледжа появилась у студентов не так давно.

– Очень многие наши выпускники, придя в школы и детские сады, уходят из профессии не из-за того, что не справляются с детьми, - рассказала Ольга Дротенок. – Разочарование зачастую наступает из-за сложностей другого рода: не хватает опыта в выстраивании отношений с родителями. Мы увидели в этом проблему и сначала прохождение практики в приемной комиссии ввели в качестве эксперимента. Он оказался удачным: практиканты здесь учатся взаимодействовать с не всегда лояльной родительской аудиторией, решать конфликты, координировать, консультировать, отвечать на вопросы, успокаивать. Многим эта практика помогла снять серьезные психологические барьеры.

Пока мы беседовали о новой форме педагогической практики, родителей пригласили в аудитории, где члены приемной комиссии рассказали об особенностях приемной кампании этого года и продолжили отвечать на вопросы.

Один из главных вопросов традиционно касался конкурса. В этом году он, как и последние несколько лет, немаленький – более 4 человек на место. Всего для поступающих по всем направлениям выделено 350 мест (275 из них в рамках ФП "Профессионалитет"), а заявлений подано больше 1600. Кстати, несколько лет назад набор в колледж был всего 175 человек. С приходом нового директора Дмитрия Анатольевича Алференко эта цифра начала стремительно расти, превратившись сначала в 250, потом в 275, 300 и вот теперь – 350. Увеличение бюджетных мест объясняется запросами региона. А растущее количество желающих их занять – в том числе появлением программы «Профессионалитет».

Новая жизнь колледжа

В этом году Кузбасский педагогический колледж впервые вошел в эту федеральную программу. Из 350 мест под «Профессионалитет» выделено 275. Этот федеральный образовательный проект направлен на повышение уровня среднего профессионального образования и его соответствия требованиям рынка.

- «Профессионалитет» отличается от других программ большей практической направленностью: вырастет количество практических занятий, практик. Студенты, поступившие к нам после 11 классов, начнут проходить ее буквально с первых дней обучения, остальные – после первого курса, - пояснила Ольга Дротенок. – Со студентами «Профессионалитета» будут работать не только преподаватели колледжа, но и практикующие педагоги из разных образовательных учреждений. Плюс выпускники будут иметь гарантированное трудоустройство. Это учеба по-новому: в новых реалиях, с великолепным техническим оснащением и во взаимодействии со всеми региональными профильными образовательными учреждениями и работодателями. На базе нашего колледжа в рамках реализации проекта «Профессионалитет» создан образовательный кластер «Педагогическая фабрика». Подписано соглашение о взаимодействии с Мариинским и Беловским педагогическими колледжами, а Анжерский педколледж вошел в состав нашего учебного заведения и с нынешнего года стал его новым корпусом.

После вхождения в программу «Профессионалитет» КузПК получил 60,5 миллионов рублей из федерального бюджета, 5 миллионов из регионального и 1 миллион внебюджетных средств. Сейчас в учебном заведении идет активный ремонт – ремонтируются и переоснащаются и аудитории, и лаборатории, и общежитие.

Место, за которое стоит побороться

Тем временем в экзаменационных аудиториях начались вступительные испытания. Задачи у поступающих на экзамене было две. Первая – презентовать себя и обосновать свой выбор профессии.

Абитуриенты выступали не только перед комиссией, но и друг перед другом – сразу можно было оценить, как они взаимодействуют с публикой и держатся перед аудиторией. Обоснование выбранного пути у всех было разное. Многие упоминали в своих презентациях «Движение первых» и Юнармию. Некоторые ребята успели поработать вожатыми в пионерских лагерях. Для части выступавших главным аргументом стало наличие младших братьев и сестер. Кто-то рассказывал о родителях-педагогах.

Многим запомнилась девушка – кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу. Спортивная комплекция, уверенность, командный голос и требовательные интонации – с таким учителем не забалуешь.

Привлекла внимание и абитуриентка в наряде, стилизованном под аниме.

- Это школьная форма, только японская. Учитель должен быть ярким. Ну, и хотелось выделиться и запомниться, - объяснила свой выбор девочка.

Согласны: креативность и нестандартный подход полезны в любом деле. 

Отрадно было видеть в числе выступавшихабитуриентов личностей разносторонних, увлеченных и неравнодушных.

Второе задание – выразительное чтение отрывка из выбранного художественного произведения. Чтобы удерживать внимание дошкольников и младших школьников, учитель должен быть прирожденным артистом. Эти артистические способности у будущих педагогов проверяли, как в известных театральных вузах. Были выступления, которые многим запомнились. А были такие, на которых, как в театре, хотелось аплодировать: своей артистичностью и искренностью прочтения всех поразила та самая блондинка в черном - Юля Костенко.

Экзамен длился больше 4 часов. Отметим, что его результаты абитуриенты узнали уже на следующий день. Но окончательный список поступивших был сформирован 15 августа.

Те, кто пожелал себя подстраховать, подали документы одновременно и на бюджетное, и на внебюджетное обучение. Причем на внебюджете в колледже тоже есть конкурс.

- Бытует мнение, что на внебюджет мы берем всех подряд, – с улыбкой отметила Ольга Анатольевна. – Нет, там тоже есть конкурсный отбор. К примеру, проходной бал на 50 бюджетных мест педагогики начального образования - 4,6, а у абитуриента средний балл аттестата - 4,4. Он достаточно высокий, и с ним можно было бы поступить в какой-нибудь другой колледж, но ребенок хочет учиться у нас. Мы таким ребятам предлагаем поступать на внебюджет. Сегодня стоимость обучения составляет порядка 70 тысяч рублей в год. Причем график оплат у нас довольно гибкий и подбирается практически индивидуально с учетом возможностей семьи. Если студент обучается без троек, мы переводим его на бюджетное место при первой же возможности.

Педагогов в Кузбассе не хватает. Но, судя по увиденному, шансы исправить ситуацию есть. Как минимум, в секторе дошкольного и начального школьного образования: количество мест в педколледже растет год от года, количество желающих их занять тоже, и стремятся ребята в педагоги не от безысходности, а делают осознанный профессиональный выбор. Именно они молодыми педагогами придут в детские сады и школы через 3-4 года, и именно им мы доверим обучение и воспитание наших детей. А пока главное – поступить. Пожелаем же им удачи!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру