Нетиповое дворовое чудо
В жилом районе Лесная поляна у многоэтажных домов на улице Окружной есть закрытые дворы. Они типовые: огорожены забором, в них есть дорожки, деревья и кустарники, детские игровые площадки и фонтанчики с ручьями. В них красиво, безопасно и даже уютно. Но они типовые – практически одинаковые.

И только один из них сегодня далек от слов «скучный» и «типовой». Двор дома №28 давно не просто особенный, он уникальный: общественная территория коммунального сибирского двора украшена невероятным количеством роз. Их более 100 кустов: английских, немецких, канадских, одиночных и кустовых, огромных и миниатюрных, плетистых, стелющихся и больших штамбовых деревьев.

И все они, целые и невредимые, ухоженные и благоухающие цветут для жителей 267 квартир кемеровской многоэтажки. За весь мир, конечно, не поручимся, но для Сибири да и, пожалуй, для всей России это редкость. Мы захотели узнать, как и кому удалось создать такое невероятное чудо.

Рождение мечты
Долго искать не пришлось. Первый же встреченный мужчина, спокойно шагающий мимо этой красоты, указал на Ольгу Протасову. Мы договорились о встрече, и в назначенный час к нам вышла интеллигентная, спокойная, с приятными манерами и хорошо поставленной речью женщина, которая сразу извинилась за свои руки.
- Это не котенок, - улыбаясь, сказала она. - Вчера без перчаток полола и обрезала розы, так что не пугайтесь.

Оказалось, что все это великолепие началось в 2016 году, когда новокузнечанка Ольга Протасова переехала в Кемерово. В свое время, окончив Кемеровский университет, она 30 лет учила иностранному языку детей в междуреченской школе. Уйдя на заслуженный отдых, вернулась в родной Новокузнецк. А затем переехала к дочери в Кемерово и окончательно осела в Лесной поляне.
«Я все время пыталась что-то посадить там, где жила, - рассказала Ольга Михайловна. – Вокруг меня должно быть красиво».

Первую клумбу разбила под окнами своей новокузнецкой квартиры, на месте разрытой канавы, оставшейся после ремонта коммуникаций. Сама начала благоустраивать территорию, а потом и соседи подключились – начали помогать, приносили саженцы, привозили красивые камни. И получилось у них что-то вроде каменистого садика. Но опыт оказался печальным: наркоманы превратили клумбу в место закладок, а бабушки срывали цветы и торговали ими на придорожных базарчиках.

«Я очень тогда расстроилась и приуныла. Когда перебралась в Кемерово, гляну в окно – красиво вроде бы все, но как-то не по-домашнему что ли… Не мое… - рассказала Ольга Протасова. – И начала я двор украшать и «одомашнивать». Сперва высадила здесь свои первые петуньи. О розах, признаться честно, вообще не думала. Роза никогда не была моим любимым цветком. Я же натура романтичная – у меня ромашки, лютики. А потом вдруг натолкнулась на российскую энциклопедию роз… и пропала».
Розовое королевство
Увлекающаяся искусством и любующаяся английскими гравюрами, Ольга Михайловна нашла себя в открывшемся ей новом мире. На свою пенсию она заказала первые 30 роз. Когда новоявленный розовод попыталась выкопать первую яму под посадку, поняла, что без помощи ей не обойтись: под газоном почти не оказалось земли – только камни, строительный мусор и глина. Пришлось просить помощи у сына, который принялся за работу, весело напевая: «Лютики-цветочки у меня в садочке». Постепенно тональность мелодии менялась, и через пару месяцев, сломав три ледоруба и несколько лопат, молодой человек взмолился: «Когда уже твои цветы закончатся?…» Ведь приходилось не только копать, но и отсутствующую землю в сумках из леса таскать.

«Я после переезда на Лесную Поляну не работаю, занимаюсь исключительно цветами и четырьмя внучками. Люблю все цветы, но розы - моя исполняющаяся мечта, моя любовь, моя работа и мой отдых. В общем, это моя жизнь», - делится Ольга Михайловна.
Свои первые розовые задумки Протасова детально согласовывала с УК: где будет клумба, что буде посажено, на каком расстоянии, чтобы дворникам было удобно косить. Первые ростки роз пришлось маскировать другими цветами, чтобы не раздражать соседей пустой землей, пока розовые кусты подрастут. Но со временем пошло-поехало, стало получаться. Постепенно роз становилось больше, некоторые из них перекочевали из внутреннего двора во внешний. Эту часть своего «королевства» Ольга Протасова называет «ссылкой». Сюда отправляются розы, которым не хватило места в основном розарии, или пересаженные кусты. Теперь ими могут любоваться все, не только жители дома.

Сегодня в розовом королевстве Ольга Михайловны больше 100 кустов роз разных сортов, а это тысячи цветов; более 10 клематисов, множество гортензий и других многолетников – это десятки тысяч цветов! Все свои розы она помнит по сортам-именам, о многих рассказывает целые истории.
«Вот эта, лимонная сорта «Пилигримм» - из первой партии 30 роз. Пришла пересортом. Я просто воткнула ее в землю, не рассчитывая, что выживет. А она – нет! Представляете, какая жажда жизни! Выжила и живет уже десятый год. А как благоухает!»
Все дело в человеке
Важным людям, которые приезжают в Лесную поляну, непременно показывают двор с розарием Окружной, 28. Местная достопримечательность как-никак. Однако, чтобы было куда привезти делегацию, кому-то пришлось изрядно постараться. И речь не только о колоссальных силах и средствах, но и о преодолении сопротивления.
Как нам сообщили в территориальном управлении жилого района Лесная поляна многие с благодарностью принимают старания местной администрации и коммунальщиков, однако довольствуются лишь тем, что имеют, не желая вкладывать, улучшать и участвовать в преображении своих дворов. Но ладно бы только сами не хотели – они и другим инициативу проявлять не дают. «К нам нередко поступают жалобы на то, что на газоне возле дома появилась клумба, а человек хочет видеть просто газон. Или зачем им вот этот лебедь, им без него больше нравится, - рассказала заместитель начальника терруправления Екатерина Адеева. - Получить согласие жильцов на общем собрании дома, отработать все возражения, выстоять в борьбе с недовольными соседями, а таких очень много, - по силам далеко не каждому».

Ольга Протасова справилась. Во-первых, помог характер: не зря же она родилась в один из самых мужских дней – 23 февраля. А во-вторых, ей повезло с соседями и управляющей компанией. Соседи оказались не пассивными, стали красоту ценить и беречь. Даже дети цветы не ломают. Труд «розанутого волонтера», как сама себя называет Протасова, начали замечать и оказывать посильную помощь: то шланг подарят, то остатки собранных на общие нужды средств на украшение розового сада пожертвуют, то с поливом помогут. Однажды тайный незнакомец заказал целый КАМАЗ земли для розария: обратился через сайт к местной администрации – мол, такой творческий человек старается, хоть бы землю привезли. И земля приехала. Одним словом, соседи подобрались активные. Правда, не всегда во благо получается. Появились «последователи», которые бездумно воткнут что-то в землю, перероют и забросят, или Протасовой перепоручат.

Отличные отношения у Ольги Михайловны выстроены и с управляющей компанией. Дворники помогают ей с покосом, а она их пирожками угощает. Благодарна хозяйка розария и мастерам УК: Светлане Владимировне, с которой начинали, и Ольге Сергеевне, которая помогает сегодня. В УК и терруправлении Протасову тоже отлично знают и прекрасно о ней отзываются. Говорят, помогают, чем могут, но территория двора по сути частная, а бюджетные вложения в частные дворы не предусмотрены.
И все-таки они существуют…
Уходили мы с мыслью о бескорыстности. Единственная «зарплата» Ольги Протасовой – небольшие премии за городские конкурсы, в которых они с управляющей компанией участвуют и побеждают. Правда, побеждать можно только раз в три года (таковы правила для победителей конкурса). Это, конечно, увы…

Но территориальное управление старается не обижать вниманием инициативный двор и его домкома – говорят, подают ее на всяческие поощрения в городскую администрацию, обращаются к депутатам. И это правильно. Город и регион должны знать своих героев. Хотя заметим, что нет у Ольги Михайловны, создавшей уникальный на всю Россию дворовый розарий, ни званий, ни региональных медалей. Никаких. Не за медали растут ее розы…

Кто-то называет таких людей волонтерами, кто-то благотворителями, а кто-то крутит у виска и считает сумасшедшими. Отвыкли люди, разучились тратить себя вовне, создавать что-то не для себя, а для общества. А все и всегда ведь зависит от человека. От его готовности создавать, отдавать, а порой и жертвовать не для себя. Есть такой человек – есть дело, и все вокруг него становится лучше, все преображается. А остальным, чтобы у этого человека были возможности менять мир, нужно посильно помогать, а главное – не мешать. Таких людей сегодня очень мало. Но, на наше с вами счастье, они есть. И слава Богу!...