Что и как показал в Кузбассе Московский театр Олега Табакова

Прославленный театр поздравил кузбассовцев с 300-летием региона и привез спектакли, на которые в столице попасть невозможно

Кузбасские зрители, которые любят хороший театр, в стремлении посмотреть столичные спектакли создали очередь на входе в Театр драмы, которая, огибая колонны, уходила к фонтану: такого не было давно. В окошечке кассы висело объявление: «Билетов нет». Они были разобраны загодя, учитывая разрешенную 50-процентную заполняемость зала. Зрителей ждали спектакли, пользующиеся повышенным вниманием столичной публики.

Прославленный театр поздравил кузбассовцев с 300-летием региона и привез спектакли, на которые в столице попасть невозможно

«Старший сын» (16+)

Это одна из самых известных пьес А. Вампилова – в 70-е годы ее ставили в 44 театрах страны, кроме того, большую популярность получил одноименный фильм 1976 года с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским. Местные театралы знают, что сегодня пьеса идет в Театре для детей и молодежи, а в 2018 году рамках программы «Большие гастроли» питерский театр Григория Козлова привозил своего «Старшего сына», о чем писал «МК в Кузбассе».

Режиссер Московского театра Табакова Алена Лаптева, собираясь ставить эту пьесу, задумала рассказать историю о том, «как чужой, посторонний человек становится родным». Постороннему здесь стать родным легко: сценография спектакля выстроена так, что преград в квартиру Сарафановых нет.

Сарафанов (Сергей Беляев) и Бусыгин (Артур Касимов)

Туда легко проникнуть и майскому холоду, от которого спасаются два опоздавших на электричку парня, провожая несговорчивых девушек, и этим самым парням. Неустроенный быт двора – плохая дорога, щебень, по которому неудобно ходить, ветхие доски, положенные через лужу, некрашеный забор – словно продолжается в квартире. Темная старая мебель, небогатый стол, маленький, почти не дающий света абажур контурно воссоздают советский быт конца 60-х. Но светло и радостно от этого перемещения в «доброе старое время» не становится. Общая атмосфера повторяет настроение Андрея Григорьевича Сарафанова (Сергей Беляев). Он колюч, сух и надломлен, неустроен в жизни и неудачен в профессии.

Васенька (Павел Чернышов) и Сарафанов (Сергей Беляев)

Нина, его дочь, у актрисы Натальи Поповой громкая, суетливая и правильная.

Нина (Наталья попова)

Ее брат Васенька (Павел Чернышов), пытаясь завоевать неприступную для него соседку, столь же ершист и несчастен, как и отец.

Соседка Макарская (Арина Автушенко) и Васенька (Павел Чернышов)

Семья хоть и живет в одном доме, у которого нет границ и куда в то и дело распахиваемое окно проникает рассветный солнечный свет, но каждый здесь существует атомарно, отдельно, боясь то ли задеть друг друга, то ли ранить. Бусыгин Артура Касимова легко входит в этот дом и легко там остается. Он так же, как и все, открывает окно навстречу рассвету, так же, как и все, быстро и громко говорит, он так же немного холоден и одинок. Люди здесь не из конца 60-х, они наши современники. Бусыгин искренне проникается историей Сарафанова-старшего и оберегает его, потому что сильнее и потому что однажды наши родители становятся нашими детьми. Сарафанов под влиянием «старшего сына» становится мягким, смешным и очень ранимым. Любовная тема Бусыгина и Нины уходит на второй план: ему важно спасти «отца», Нина в спасении не нуждается. Под стать ей жених, летчик Николай Кудимов. Из функционального персонажа пьесы он превращен режиссером во вполне увесистую фигуру. Вампилову он нужен, чтобы избежать однозначности в характеристике Нины: уезжает ли она из дома, потому что хочет оставить «блаженного» не приспособленного к жизни старого отца, или уезжает просто потому, что жених ее – военный, а жена военного обязана следовать за мужем. В спектакле Алены Лаптевой Кудимов так же, как и Нина, производит много шума из ничего, он пресен, благочестив и скучен до зубовного скрежета. Недавний друг Бусыгина Сильва (Павел Шевандо) органично вписывается в эту компанию: он молодой оболтус, который легко относится к жизни, ничего не воспринимает всерьез и скользит по поверхности. Сразу находит общий язык с соседкой Сарафановых Макарской (Арина Автушенко), женщиной сложной судьбы, которая пренебрегает пылким Васей, но интересуется Сильвой. Сильва, относясь к ситуации как к очередному развлечению, так и не сможет понять, почему Сарафановы действительно становятся для Бусыгина родными. После бегства Сильвы романа Васеньки и Макарской не произойдет – Алена Лаптева не дарит им развития истории. Продолжая наделять характерами героев, у автора существующих функционально, режиссер придумала дружбу двух девушек (Ангелина Пахомова и Анастасия Тимушкова), которых в первой сцене провожают герои. Одна из подруг – записная красавица, вторая, необходимая, чтобы оттенять красоту первой – классическая серая мышь. Сюжет спектакля закольцован, и потому в повторяющейся сцене пролога зритель вновь видит двух подруг, которых сопровождают Бусыгин и Сильва, но на сей раз девушки оказываются более благосклонны. Так не случилось встречи отца и сына. Да и могла ли она произойти среди современных одиноких, хороших и холодных людей. Андрей Григорьевич все так же привычно встречает соседа (Андрей Усольцев), все так же привычно ищет заначку в старых досках забора. Из своей «то ли кантаты, то ли оратории» «Все люди – братья» Сарафанов делает бумажный самолетик: смеется над собой, сравнивая себя с Бетховеном. Смеется над своим любимым творением – другие того не стоят.

«Кукла для невесты» (16+)

Сюжет пьесы Александра Коровкина, пишущего сценарии для сериалов, вполне сгодится для очередного мыльного творения. В типичной российской деревне с женщинами, всё на себе везущими, и горько пьющими мужиками готовится событие. Уже не чаявшая выйти замуж Лиза (Кристина Бабушкина, приглашенная актриса МХТ) получила-таки заветное предложение от непьющего торговца с рынка Ашота и отрядила по такому случаю на готовку салатов и самогона всю деревню. За каких-то два дня до свадьбы появился красавец в военной форме (Александр Фисенко), герой чеченской войны, который заставил учащенно биться сердце несчастной невесты. Свадьба срывается, салаты под угрозой, последние деньги собственноручно отданы герою на лечение. Герой оказывается аферистом, салаты достались маме (Раиса Рязанова) – она по случаю выходит замуж за соседа (Владимир Краснов), а соседский сын (Сергей Угрюмов), потомственный алкоголик и неудачник, разоблачает афериста, вооружившись листком «Их разыскивает милиция».

А. Фисенко, К. Бабушкина, Р. Рязанова, В. Краснов и С. Угрюмов

Отчасти сюжет с псевдородственником и несостоявшейся свадьбой схож с мотивами «Старшего сына» Вампилова. Но излишне говорить, что творение драматурга Коровкина значительно уступает вампиловскому и рассчитано исключительно на восполнение кассы театра. Судя по количеству зрителей в Кемеровском театре драмы, спектакль справился с задачей и на этот раз. Узнаваемые персонажи и штампы в пьесу помещены щедро. Здесь и народное обожание сериалов, которые транслируются даже во время антракта, и бравый «герой войны», вызывающий сначала симпатию, а потом сочувствие, и даже нелюбовь русских к некоторым нетитульным нациям, что вербально проявляется в спектакле довольно грубо. Обаятельные алкоголики, мечты о замужестве в любом возрасте, повышенный интерес к звездам эстрады, промозглый знакомый быт – все находит отклик в большом сердце зрителя. Не удивительно, что в Московском театре Табакова этот спектакль идет уже больше 15-ти лет. Секрет зрительской любви наверняка связан с блестящими актерскими работами. В роли Андреевны, матери главной героини Лизы, режиссер спектакля Александр Мохов видел только Раису Рязанову, которую смог уговорить принять участие в постановке. Так известная киноактриса в 60 лет дебютировала в театре. С доброй иронией относится к своей героине Рязанова, которую зал наградил громом аплодисментов. Лиза у Кристины Бабушкиной сначала грубовата и раздражена – она вынуждена выходить замуж за нелюбимого. Встретив свою мечту, становится глуповатой, мечтательной и нежной. Восторг публики вызвал дуэт Раисы Рязановой и Кристины Бабушкиной, вдохновенно исполнивший «Прощай, от всех вокзалов поезда». Владимир Краснов и Сергей Угрюмов виртуозно играют выпивших, сильно выпивших и выпивавших накануне персонажей, что вызывает теплый прием зала. Работает на создание атмосферы и сценография спектакля. Здесь, как и в «Старшем сыне», у соседских домов общий двор, а двери хоть и присутствуют, но привычным жестом снимаются и превращаются в столешницы для больших гуляний всей деревней. Над сценой на лестнице прикреплен скворечник, который, пока ждет птиц, используется в домашних целях – Андреевна прячет там от дочери сигареты, а дочь хранит деньги. Чистые белые простыни, развешанные во дворе, словно ограждают дом от грязных помыслов и людей: «герой-аферист» возвращает всё, бескорыстно отданное, и возвращается сам. Не захотел уйти от хороших людей. Не смог.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру