Призраки появились в Музыкальном театре

Премьерные показы мюзикла «Призрак замка Кентервиль» проходят в Музыкальном

Призраки появились в Музыкальном театре
фото: Виктория Смирнова

Если случайно оказаться за кулисами перед началом спектакля «Призрак замка Кентервиль», можно увидеть много призраков, порхающих по этажам театра. Зрелище завораживает. Не менее яркое зрелище на сцене театра представлено режиссером мюзикла Михаилом Сабелевым. Музыку написал известный композитор Владимир Баскин. Это первый опыт сотрудничества автора с Музыкальным театром Кузбасса, и, судя по полным «премьерным» залам, опыт удачный. Либретто мюзикла по мотивам рассказа Уайльда «Кентервильское привидение» принадлежит перу прославленного драматурга Вячеслава Вербина, который сохранил английскую иронию по отношению к американскому прагматизму и делячеству – тому, чем был поражен Уайльд, путешествуя по Соединенным Штатам.

Таким изображает своего персонажа, американского бизнесмена Отиса Олег Маликов. Отис у него колоритен, объемен и сочен. С первых секунд появления на сцене он поглощен лихорадочным поиском инвестиций, будущих источников дохода, будь то обветшавшее здание замка английских аристократов Кентервилей, их старинная библиотека или даже собственно призрак. Почему нет? Покупая замок, Отис деловито вопрошает: «Надеюсь, за привидение доплачивать не надо?» Значит, пусть приносит доход. Отис Олега Маликова хронически самоуверен и самодоволен, железно полагая, что Америка действительно открыта лишь для того, чтобы он открыл отель в бывшем родовом гнезде аристократов. По-другому выглядит Отис у Олега Брылева. Он, конечно, безмерно горд тем, что является американцем, но относится и к покупке замка, и к его перестройке, и к обитающим в нем призракам с долей иронии, для Отиса-Брылева главное в жизни – игра, шутка, легкое ко всему отношение. Тем не менее он авторитетный глава семьи, и домочадцы ему под стать. Миссис Отис (Эллина Александрова-Тельбух, Татьяна Павлова) в целом разделяет взгляды мужа на спиртное, а также будущее семьи, дочери и замка. Сын Джордж (Алексей Маслов) еще совсем молод, потому главной своей задачей видит развлечения. Режиссер щедр на пародии, с иронией относясь как к британскому консерватизму, так и к американскому прагматизму.  Американцы отчасти противопоставлены носителям английской культуры, типичным англичанам, которые, как могут, протестуют против продажи замка, собирая последние шиллинги на аукционе для библиотекаря Чарлза Уолтера (Вячеслав Соболев). Он отчаянно пытается сохранить британские ценности для Британии: проиграв в борьбе кошельков, тайком проникает в замок, чтобы ознакомиться со старинной библиотекой, а заодно и с дочерью Отиса Вирджинией. Чарлз Вячеслава Соболева – обаятельный молодой парень, скромный и застенчивый, но способный на решительный поступок. Он столь искренне предан и увлечен библиотечным делом, что почти не замечает девушек вокруг, включая Вирджинию. Вирджиния здесь, как и у Уайльда, олицетворяет возможность понимания и взаимодействия двух культур – Старого и Нового Света. Ибо в начале повествования британцы уверены в том, что «лучше бы Америка никогда не была открыта». Вирджиния в изображении Анны Тепловой играет со своим возлюбленным Чарлзом, она всегда готова к шалостям и проказам. Вирджиния Кристины Валишевской с теплотой и сочувствием относится и к Чарлзу, и ко всем, кто ее окружает: к экономке Дороти (Светлана Мухтарума, Наталья Рааб), призраку сэра Джона Кентервиля (Владимир Жуков). Благодаря Вирджинии призраку удается обрести покой. Экономка, обязанности которой – быть экономной и смешить, справляется со всеми задачами. Призрак в исполнении Владимира Жукова – характер сложный и неоднозначный. Это человек, насильственно умерщвленный братьями в молодом возрасте. Став призраком, он не потерял взрывного темперамента, чувства ревности, фамильной гордости, да и мудрость приобрел за триста лет скитаний по замку. Он добр и всегда готов пошутить, он великодушно прощает братьев за свое убийство, но вместе с тем не раскаивается в убийстве жены, леди Абигайль. Возможно, он стал сумасшедшим и придумал себе целый мир, разговаривая с портретами леди Абигайль, Джеймса (Константин Голубятников) и Эдуарда (Сергей Гнедь, Антон Грошев).

Яркими характерами представлена эта картинная галерея. Абигайль у Елены Ляшенко легкомысленна, горда и иронична, Абигайль Любови Ефимовой – настоящая аристократка, коварная и опасная, даже в чем-то жестокая. Джеймс-Голубятников – придворный заговорщик, мастер интриг и черных дел. Именно он стал инициатором убийства брата. Эдуард – орудие в руках Джеймса, человек, преданный своим страстям и слабостям. Они аристократы, чьей главной задачей было служение королю, защита государства от постоянных угроз и нападений. Кентервили – люди своего века, и если судить их, то судить согласно тем законам и нормам морали, которые были приняты в их время. Это понимает и принимает в них Вирджиния, потому именно она, носительница привычных нам нравственных максим, становится живительной силой для замка, где воцаряется любовь, покой и понимание. Эту идею подхватывает художник по костюмам Елена Жукова. «Очеловечивание» и одушевление призрака сэра Джона отражено художником в одеянии персонажа: наряд призрака в первом акте сменяется костюмом по моде времени, когда Джон был жив.  Художник внимательна к деталям. Переливы светло-серого, серого до черного у призраков-«свиты», королевский серый, глубокий жемчужный доминируют в костюмах «портретов» аристократов, что создает необычное красочное зрелище на сцене. В коридорах замка размещены картины-«оригиналы» в духе мастеров английского пейзажа Уильяма Тёрнера и Джона Констебла. В спектакле множество театральных придумок, любопытных видеопроекций (художник-видеограф Мария Варахалина) и аудиоэффектов. Оркестр под управлением Татьяны Терещенко преподносит живую, объемную, выразительную музыку композитора. Как всегда четко и слаженно работает хор (хормейстер-постановщик Нина Степанова), заметна и интересна работа балетмейстера Евгении Жарких. Заслуживает внимания сценография спектакля авторства художника-сценографа Ирины Сид. На первый взгляд, сценография вполне рабочая, ожидаемая: контуры замка в два этажа оформлены в виде благородных пород темного дерева, здесь же портреты-пейзажи, шкафы книг и прочая нужная мебель. Но удивительно: замок словно не поддается новоделу Отиса, он не становится отелем, в кажущейся простоте сохраняя благородство и преданность устоям. Вывески «New Canterville», «Люкс с привидениями. Кошмары круглый год» так и остаются вывесками, ничего не значащими картонками. Глубинная жизнь замка – это радость, любовь и надежда нового поколения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру