Из чего состоит "бабушкино счастье"

Реальные истории из Кузбасса

Мы всё время куда-то бежим, чего-то ищем. Считаем, что для полного счастья нам не хватает машины, квартиры и высокооплачиваемой должности. А может, всё это пыль? И счастье – оно рядом, в самых простых вещах и незамысловатых удовольствиях? Или в уверенности, что ты кому-то очень нужен? Наши бабушки об этом знают.

Реальные истории из Кузбасса
Свой дом Валентина Антончик украсила собственными руками.

Просто есть о ком заботиться

«Знаете, почему старушки на лавочке сидят и кости всем перемывают? Это потому, что у них заботиться не о ком», – убедительно заявила баба Катя. А у нее большое семейство из тринадцати человек: дочь, две взрослые внучки, пять правнуков да зятья со сватовьями. Ей расслабляться некогда.

Екатерина Ивановна встает в семь утра. Позже нельзя – на автобус можно опоздать. Тогда в сад добраться сложно будет. А там дел – всегда непочатый край! Перед зимой траву сухую стаскать надо, теплицу разобрать. И все это Катерина Ивановна делает сама. В сад она летом ездит, как на работу – каждый день по расписанию. «В этом году я сама перекопала все грядки, лопатой. Накопала 40 ведер картошки. Это много?..» – искренне интересуется бабушка. Много ли это почти в 90?! Я в свои чуть за тридцать о такой прыти только мечтаю. Выращенными своими руками овощами баба Катя забивает домашний холодильник. Остальное – на продажу. Потому что огородничество для нее – не просто способ занять время. Это возможность прийти к важной цели: бабушка копит деньги для семьи, а огород ей в этом помогает. «Пенсию я откладываю, коплю, а живу на то, что с огорода продам, – рассказывает Екатерина Ивановна. – Цветочки, росточки соберу, дочь меня с ними домой привезет, я во двор сажусь и продаю. Цветы у меня красивые всегда. Если бы некрасивые были, разве ж у меня их разбирали так быстро? Гладиолусов вон продала аж на четыре тыщи! Мне же самой много не надо. Вот сейчас пианино старое продам, комодик тоже, и куплю себе телевизор. А остальное отложу. Дочь у меня приболела, помочь надо. Внучка дом строит, шесть лет пенсию туда вкладываю. Правнучка замуж собирается – нужно на подарок накопить, не пять тысяч же на свадьбу дарить. Мне немножко не хватает, – рассуждает баба Катя. – Но, если не хватит, я у подруги займу, потом летом отдам. А там глядишь – Егорик (правнук – Прим. ред.) из армии вернется, тоже деньжата лишними не будут. Помогать надо. Копить».

Копит баба Катя деньги для большой семьи, а вместе с ними – силы и смысл в жизни. Крепко она стоит на ощущении собственной нужности и важности для родных и близких. И уже потихонечку готовится к празднованию громкого юбилея, шампанское прикупает – запасливая. «Мы частенько всей семьей собираемся, – со счастливой улыбкой рассказывает бабушка. А потом добавляет тихо-тихо. – Мне кажется, это я делаю… Так, чтобы мы все вместе были…». А кто же еще? Большие семьи на старших в роду держатся.

А счастье? Что счастье? Ей о нем думать некогда. Не приучена. Баба Катя – из поколения, пережившего страшную войну, Великую Отечественную, а люди той закалки не склонны к рефлексии и о себе печься не привыкли. Зато привыкли с детства много и тяжело работать. Поэтому трудности и лишения бабу Катю совсем не пугают, ради семьи она ограничивает себя запросто, даже с удовольствием. Хотя голодные военные годы свое дело сделали – теперь в доме Екатерины Ивановны еда есть всегда. Даже груздочки собственного сбора и приготовления. За время нашей беседы она раз пять сообщила, что ест хорошо, что холодильник полон, что родных всегда есть чем встретить – угостить.

Зимой, когда огород заканчивается, Екатерина Ивановна вместе с подругами-соседками гуляет по району, каждый день по полтора часа, в любую погоду. Нужно же форму поддерживать. На следующий год много огородных и семейных планов.

«Ах нет же, – о чем-то важном вспомнила баба Катя. – Есть счастье! Какое же счастье – выспаться!.. А так все у меня есть».

Мечтательница и благотворительница

В 80 лет жизнь только начинается. Надежда Лаврентьевна не даст соврать. Именно в этом возрасте она пошла на танцы и занялась благотворительностью.

Хотя о ближнем думать Надя Котосонова начала намного раньше, лет эдак на 70, в школьные годы. «Соберусь, бывало, в кино или музей, – рассказывает бабушка. – А чего одной ходить, можно же и другим пользу принести. Вот я организую ребятишек (одноклассников да соседей) и веду их вместе с собой. Кто их еще сводит?»

Во время одного из таких коллективных выходов детвора решила сбегать на речушку, а там играл духовой оркестр. Тогда-то Надежда и прониклась танцем. Наплясалась от души. Но в войну особо не попляшешь. Дети с начальной школы уже работали, ходили в поля, убирали хлопок и кукурузу, помогали бороться с сорняками. «В десять лет я за день собрала 100 килограммов хлопка, представляете? – рассказывает Надежда Лаврентьевна. – В награду за это мне дали два кило пшеницы, туфли лакированные и большие мужские кальсоны». Какие уж тут танцы. Так и осталась мечта детства томиться где-то глубоко внутри. «А как без мечты?» – спрашивает бабушка. Да никак…

Пять лет назад баба Надя на двери одного из местных магазинов увидела объявление о наборе пенсионеров в танцевальную группу. Глаза загорелись! Помолодела она тут же на половину жизни. Видимо, пришло время мечте сбыться, нужно было всего лишь немного подождать. Теперь Надежда Лаврентьевна – звезда танцпола! «Хоть вальс, хоть танго, хоть барыню могу!» – хвастается своим счастьем бабушка. Каждую субботу она отплясывает в кемеровском городском саду вместе со своими единомышленниками. «Последний раз я насчитала 140 человек! – эмоционально рассказывает баба Надя. – Я кассиром долго работала, поэтому всё считаю. А недавно на празднике завода, где я отработала 18 лет, не сдержалась, вышла на сцену и как давай там выкаблучивать – не остановить! Мне даже за это подарок дали!»

А чтобы физическое здоровье не подкачало и от мечты отказаться не заставило, Надежда Лаврентьевна суставчики при помощи скакалки разминает. «Мы иногда прямо во время танцев с мужчинами на скакалках скачем, – признается. – Но больше дома. Я в общежитии живу. Выхожу рано утром или поздно вечером в коридор, пока никто не видит (смущается) и скачу. Раз пятьдесят могу, а то и больше. Я после пятидесяти уже не считаю. Выйду, поскачу маленько – надо ж разминаться – и домой».

А дома ждет работа. Баба Надя с детства видит свое предназначение в помощи людям. Сейчас ей со всего общежития и близлежащих домов приносят ненужные вещи. Иногда просто оставляют под дверями – бабушку все в округе знают. Она эти вещи забирает домой, стирает, ремонтирует при необходимости и разносит по советам ветеранов да детским домам. «На днях вон пакет оставили с вещичками для детишек до года. Вот куда их? – задается вопросом бабушка. – Кабы знала, давно унесла бы». Я посоветовала сходить в дом малютки – и лицо старушки озарилось счастьем от решения проблемы, которая ей не давала покоя. «Я оптимист по натуре, – признается Надежда Лаврентьевна. – Чего унывать? А главное – когда?» Некогда. В комнате общежития целый угол завален игрушками, одеждой, даже мебелью, которую нужно подбить, подкрасить и передать тем, кому нужнее. Как они без нее, без бабы Нади? Вот и в день нашей встречи до Надежды Лаврентьевны долгое время не могли дозвониться ни мы, ни ее родственники. Но те сильно не переживали. Говорят – она телефон дома бросит и то по магазинам, то по детским домам бегает. В 85-то! Так и получилось – баба Надя перезвонила через час. Говорит – только из детского дома вернулась. «Может, отдохнете?» – спрашиваю аккуратно. «Чего отдыхать-то! – отвечает бодрым голосом волонтер в почтенном возрасте. – Ночь для этого есть! Пока я отдыхаю, кто ж людям помогать будет?» И правда ведь.

Недалеко от яблоньки упали и три дочери Надежды Лаврентьевны. Все трое – тоже волонтеры, организовали передержки для бездомных животных. «У моей старшей дочери аж 30 собак сейчас живут», – рассказывает бабушка. Сейчас благое дело ее поддерживает, но, получается, что и после нее не закончится.

Сила в нас самих

Валентина Михайловна – пенсионерка боевая, со стержнем, который никакими трудностями не переломить и даже не погнуть. Росла она в семье строгих правил, где дважды не повторяют. Видимо, так с самого детства характер ее и начал закаляться. Плюс война, конечно. Будучи еще совсем маленькой, Валентина Михайловна решила, что она – сильная, а значит, несет ответственность за голодающую семью. Пошла и заработала на стройке много денег. Столько, сколько отец на заводе не зарабатывал. «Мама меня чуть прутом за это не отходила – подумала, что украла, – признается Валентина Михайловна. – А когда разобралась, расплакалась».

Девочкой Валя росла гордой, сильной, волевой. Может, поэтому, когда выросла, устроилась не швеей или дояркой, а пошла преподавать в профтехучилище устройство сельхозтехники. Потом стала инспектором в областном управлении профтехобразования, а дальше – инженером на заводе военного машиностроения союзного значения. Управляла и командовала большим мужским коллективом. Стоит отметить – делала это с превеликим удовольствием. «Конечно, немножко боялась новых задач и новой ответственности, я всегда всего нового побаиваюсь, – с улыбкой признается бабушка. – Но быстро вхожу в курс дела».

Муж Валентины Михайловны, с которым они прожили всю жизнь и отпраздновали золотую свадьбу, бойкой жене не перечил, чаще молчал и относился к ее волевой натуре снисходительно. И когда в Павлодарской области, где жила семья Антончик, стало плохо с работой, именно Валентина Михайловна решила перевезти домочадцев в Кемерово. Решение было принято домашними почти безапелляционно. Перебрались все: она с супругом, дочь с мужем и внучка с семьей и тремя детьми. Пенсионерка кокетливо утверждает, что в доме рулит всем дочь, а она смиренно подчиняется, но родные с этим категорически не соглашаются. Говорят, бабушка может и картошку в супе забраковать, и внуков построить, и зятя к труду привлечь.

И даже в хоре, куда Валентина Михайловна записалась сразу по приезде в Кузбасс, она держит все под контролем. С ней считаются и уважают. А она от этого получает большой жизненный заряд. Да, есть у некоторых потребность в проявлении собственной руководящей роли. Это не хорошо и не плохо. Просто кому-то это необходимо для счастья, непременным условием которого является ощущение собственной силы и важности, даже (или особенно) в столь солидном возрасте.

Но отдыхать от сверхзадач тоже когда-то нужно. И Валентина Михайловна делает это виртуозно – она вместе с дочерью занимается художественным оформлением собственного двора. Собирает пластиковые бутылки, пробки и находит всему этому применение. Рядом с ее баней сидит колоритная Баба Яга, березу обхватил странного вида самодельный мужичок, который выглядывает из-за забора, пальма с бананами стоит под окном. Рассматривать оригинальные творения женской части семьи Антончик можно долго. И в этом вопросе Валентина Михайловна расслабляется и отдает бразды правления дочери. «Пусть рулит, у нее это лучше получается, а я помогать буду», – неожиданно выдала бабушка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру