Властям пришлось объясняться

Назначенные на 27 января публичные слушания по поводу разреза в Кемеровском районе вызвали много шума

После того как в интернет-СМИ прошла информация о том, что вблизи Кемерова готовится открытие угольного разреза, властям пришлось опровергать эту информацию. Так что же на самом деле планируется на землях Щегловского и Арсентьевского сельских поселений в 25 км от Кемерова, 10 км от Березовского и всего в 844 метрах от деревни Новая Балахонка?

Назначенные на 27 января публичные слушания по поводу разреза в Кемеровском районе вызвали много шума
Фото: Анатолий Стафичук с сайта Pixabay

«В Интернете появилась волна публикаций о том, что в 20 километрах от столицы Кузбасса планируется добыча угля открытым способом. Якобы для этого будет построен новый (разрез. – Прим. ред.), уже назначены общественные слушания. Вот как обстоит ситуация на самом деле. Участки «Поле шахты Черниговская» и «Южный». Первый этап», о которых идет речь, относятся к Глушинскому каменноугольному месторождению. Они расположены в 22 км от города Кемерово. Лицензии на разработку этих участков выданы в 2014 году для продолжения работы разреза «Черниговец». Общественные слушания назначены в связи с тем, что в проекты отработки вносятся определенные технические изменения. Площадь отработки месторождений не меняется. Поэтому разговоры об открытии нового угольного разреза ничего общего с реальным положением дел не имеют», – написал на своей странице в социальной сети замгубернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов.

Действительно, с формулировкой «будет открыт новый разрез» СМИ погорячились. Но обсудить на публичных слушаниях все же есть что. Тем более что «технические изменения», о которых упомянул в своей цитате чиновник, видимо есть не что иное, как расширение территории угледобычи, но, подчеркнём, внутри действующей лицензии.

Как нам пояснили экологи, которые с прошлого года занимаются этой темой и планируют представлять интересы кузбассовцев на слушаниях, лицензионное поле угледобычи действительно не изменится – нового разреза не будет. Однако уже действующее угледобывающее предприятие крупного кузбасского холдинга планирует приступить к отработке открытым способом новых участков месторождения и по факту приблизится к границам населенного пункта на недопустимое расстояние. «Ближайшая к участкам проектируемых работ жилая застройка (д. Новая Балахонка) располагается на расстоянии 844 метра от технической границы первого этапа в юго-западном направлении», – цитата из проектной документации. Величина проектной мощности составляет 1500 тыс. т/год. Период отработки 8 лет. Выход на проектную мощность запланирован на 2021 год.

Нужно сказать, что территория, о которой идет речь, отличается высокой техногенной нагрузкой. Здесь уже работают 12 угледобывающих предприятий: южнее проектируемого участка расположены угольные разрезы Черниговский (3 км) и Кедровский (7 км). На западе участок граничит с участком «Щегловским», где ведется отработка Кемеровского пласта открытым способом. В пределах Глушинского месторождения, севернее шахтного поля, отрабатывают открытым способом пласт Волковский. Восточнее в 5-10 км ведут добычу угля шахты «Первомайская» и «Березовская».

Первые слушания по этому вопросу, оказывается, уже тихо прошли в августе прошлого года. На них от лица населения общественная организация «Экологическая защита» во главе с председателем правления Владимиром Федченко озвучила категоричное «нет», направив главе тогда еще Кемеровского муниципального района А.А. Панову свои возражения и замечания. Первое и главное из которых касалось недопустимой близости существования угольного разреза рядом с населённым пунктом. Так, в соответствии с п.4.1.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для угольных разрезов (I класс) размер санитарно-защитной зоны составляет 1 км. А на последней отчетной конференции о ходе подготовки региона к 300-летнему юбилею губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и вовсе озвучил, что все действующие лицензии будут приведены в соответствие с нормативом, а новые не будут выдаваться, если разработки подойдут к городам и селам ближе чем на два километра.

Еще одним серьезным нарушением экологи считают игнорирование угольщиками редких растений и животных на территории расположения будущего разреза. В частности, экозащитникам непонятна следующая формулировка проекта: «Согласно письму № 8466-ос от 27.11.2018 г., Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области не располагает сведениями о наличии видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, непосредственно на участке. Однако по результатам исследований в рамках ведения Красной книги Кемеровской области на территории Кемеровского муниципального района встречаются виды растений, нуждающиеся в охране на территории области». Общественники в противовес данному заявлению называют как минимум кандык Сибирский, который произрастает на данной территории, и справедливо отмечают странность позиции недрокопателей: «То, что в Кемеровском районе есть растения, которые нужно охранять, угольщики признают. Но есть ли они (редкие растения. – Прим. ред.) на конкретно этом участке, не знают и знать не хотят».

Также экологи нашли в проектной документации досадное недоразумение – разработчики проекта упомянули реку Талда, которая протекает по территории Прокопьевского, а не Кемеровского района. Поэтому экозащитники поставили под сомнение добросовестность инженерно-экологических изысканий.

В качестве решения вопроса экологами было высказано предложение вести разработку подземным способом, тем более что угольный пласт находится на территории шахты, а губернатор Кузбасса Сергей Цивилев очень внятно поставил задачу – переориентировать угольщиков Кузбасса на подземную добычу. Но в проектной документации данная альтернатива определена как «нулевая», то есть вариантов для себя угольщики не рассматривают.

Возможно, из-за невысокого интереса населения к участию в обсуждении по результатам первых публичных слушаний комиссия пришла к выводу об отсутствии разногласий между общественностью и заказчиком. На вторых слушаниях экологи и общественники, планируя еще раз донести прежние возражения до властей, подготовили новые контраргументы.

Присутствие угольщиков на предстоящем форуме не предусмотрено.

– В публичных слушаниях примут участие только представители администрации Кемеровского муниципального округа и депутаты местного Райсовета, – сообщили в администрации Кемеровского муниципального округа.

Какими аргументами местные власти будут убеждать жителей Кемерова, Березовского Кемеровского района, а пуще всего 250 жителей села Новая Балахонка, которым предстоит жить на разрезе, скоро станет понятно.

Справка МК

Публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по проектной документации «Разработка Глушинского каменоугольного месторождения. Отработка запасов угля открытым способом на лицензионных участках «Поле шахты Черниговская» и «Южный» Первый этап» запланированы на 27 января 2020 года. Они пройдут в Кемерове в здании администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: улица Совхозная,1а. Начало в 16:00.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру