Что думают друг о друге родители школьников и учителя

Взаимные претензии вышли в публичную плоскость в Кузбассе

О непонимании, а порой и открытом противостоянии между учителями и родителями учеников специалисты говорят давно. Всё чаще и те, и другие недовольны друг другом. И противостояние это сегодня заметно все сильнее. «Ситуация будет только накаляться», – отмечали наши эксперты. Видимо, не ошиблись. Аккумулировавшееся долгое время недовольство нынешней системой образования получило выход – в сети появился видеопост известной кузбасской журналистки, которая довольно откровенно обличила учителей. Смелое заявление спровоцировало открытое обсуждение школьных проблем. Мы решили дать возможность родителям и педагогам высказать свое мнение по данному вопросу, чтобы услышать друг друга. Ведь если люди ничего не слышат и не видят, это вовсе не значит, что ничего не происходит.

Взаимные претензии  вышли в публичную плоскость в Кузбассе
Изображение: Алексей Меринов. Фото: vse42.ru

Мы пригласили к разговору члена регионального штаба ОНФ, председателя Ленинск-Кузнецкой городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Наталью Пахомову и предпринимателя Юлию Риченко, выросшую в семье педагогов, мать двоих детей (женщина вначале согласилась на откровенный разговор, но перед публикацией попросила изменить фамилию).

Об имидже ниже плинтуса

Наталья Пахомова: Видела ли я ролик? Да, видела. Сказать, что удивлена, будет неправильным. Сегодня все, кому не лень, методично унижают учителей. Куда еще больше – статус нашей профессии и так ниже плинтуса. Учительское достоинство растоптано. Хоть с больших трибун и говорят о поднятии имиджа учителя в стране, пока он только опускается.

Раньше слово учителя было в школе законом для учеников и родителей. Учитель обладал непререкаемым авторитетом: никто и помыслить не мог, что учителя можно оскорбить, бросить в его адрес нецензурное слово и уж тем более ударить. Сегодня это могут позволить себе не только родители, но и воспитанные ими дети. Это страшно.

Юлия Риченко: Сестра моего мужа – учитель географии – плакала, когда смотрела этот ролик. Ей было очень обидно. Она стоит две смены на ногах, готовится к каждому уроку, чтобы детям было интересно осваивать материал. Она из тех, кто очень любит свою работу. Конечно, учителя бывают разные, нельзя всех под одну гребенку. Сегодня учителя утратили свой былой авторитет. Почему? Сложно сказать. Но сегодня их слово подвергается сомнению, проверяется через интернет, а то и вовсе открыто высмеивается.

О родительской демократии

Наталья Пахомова: У родителей наших учеников сегодня слишком много свободы. И их самих слишком много в школьном образовательном процессе. Они почему-то считают себя вправе требовать, диктовать свою волю, учить учителей, говорить, что взбредет в голову. И не несут за это никакой ответственности. Мы упустили тот момент, когда перестали спрашивать с родителей и передали им право спрашивать с нас, учителей, за все. Одна из проблем школы сегодня в том, что за всё отвечает один учитель, он во всём всегда виноват, в него тычут пальцем, всячески шельмуют все, кому не лень. Ни за учёбу, ни за поведение сам ученик, а тем более его родитель ответственности не несут. Я даже понимаю почему. Когда на всю страну объявили, что учитель – это урокодатель, а школа оказывает образовательные услуги, функция учителя в корне поменялась. Учитель превратился в обслуживающий персонал. И именно так воспринимается, становясь всё услужливей и услужливей. Тем более что материально зависит от заказчиков, то есть от родителей. Большинство родителей свысока смотрят на задерганных тёток, без конца умоляющих сдать деньги то на парты, то на стулья и не имеющих никаких реальных прав.

Наверное, поэтому сегодняшние родители-заказчики так много требуют от нас как исполнителей услуги, поэтому хотят видеть в учителе актера, аниматора и клоуна в одном лице, который будет развлекать их детей на уроке. Но урок – не представление, а учитель – не клоун. Да, он должен позаботиться о том, чтобы на его занятии детям было интересно усваивать информацию. Но ученики на уроке должны учиться, это значит, трудиться, а не развлекаться. А сегодня мы дошли до абсурда. Дети не могут и не хотят учить таблицу умножения, а родители винят учителя, что ребенку учить таблицу умножения не интересно.

Юлия Риченко: Согласна с тем, что родители сегодня позволяют себе много лишнего. Мои многочисленные родственники-педагоги говорят, что им сейчас проще работать с детьми, чем с их фривольными родителями, которые привыкли навязывать, командовать, влезать в процесс. Наверное, из-за того, что меня окружают педагоги, я никогда не конфликтую, не спорю с учителями, потому что знаю, какой это труд. Но тенденцию замечаю. Даже в классе, где учится мой сын, есть родители, которые по любой мелочи выходят на конфликт с учителем, бесконечно требуют и, что интересно, меняют свои требования на кардинально противоположные и снова требуют их выполнения, по каждой мелочи пишут жалобы в департамент и даже Министерство. Я считаю, что не стоит мешать учителям выполнять их работу. А вовлеченность родителей в процесс обучения не должна быть деструктивной.

О ролях и ответственности

Наталья Пахомова: Родители полностью переложили ответственность за воспитание и обучение их детей на школу. Сегодня явный перекос в этом вопросе. Ребёнок наглотался наркотиков – школа виновата. Ребенок закончил суицидом – школа виновата. Большинство родителей считает, как автор нашумевшего ролика: «Я в школу отдала – и пусть учителя учат. А моя задача – кормить, одевать и по кружкам водить». С таким подходом мы никогда не получим качественного образования. Родители и учителя должны работать в тандеме. Это совместный труд, а не односторонний процесс. Учитель учит и передает знания, родители – контролируют ребенка, чтобы тот выполнял домашние задания в полном объеме, и при необходимости помогают ему в этом.

Но заниматься воспитанием и обучением ребенка сложно и трудозатратно. Это же надо дневник проверить, тетради просмотреть, в тему вникнуть. Куда проще – скинуть с себя этот груз. И вот родители его скинули, а потом, как снег на голову, – ЕГЭ или ОГЭ. И начинается беготня по репетиторам. Кто в этом виноват? Учитель отработал. А то, что дети не учатся дома, не выполняют домашние задания и приходят в школу неготовыми – не вина учителя. Это вина родителя, который не осуществляет контроль в соответствии с семейным законодательством. На мой взгляд, сегодня родители выбирают самый легкий путь воспитания: «либеральный индифферентный (попустительский)».

Я училась в советской школе. И не дай бог было принести из школы двойку или тройку. Спрашивали с меня, не с учителя. Не почему он не научил, а почему я была не готова. Чтобы проблема качества образования начала решаться, нужно перераспределить обязанности между родителями и учителями. А еще лучше где-нибудь законодательно их закрепить.

Юлия Риченко: Ребенок приходит домой, и мы начинаем учиться. Вся учёба происходит дома. Потому что не только программы, но и задания, которые даются детям на дом, устроены так, что ребёнок должен дома обучиться, а потом школа выставит нам всем оценки: и ребёнку, и родителям. Мне кажется, что учиться нормально и усваивать программу сейчас без репетитора нельзя, будь это простая школа или непростая. Знаю, что очень часто родителям просто говорят: «Мы вам честно скажем, что ваш ребёнок не сможет выучить английский, или французский, или физику, если вы не наймёте репетитора». Это не секрет – школа сразу расписывается, что она не может научить ребёнка.

А родителю сложно сегодня быть помощником ребенку в освоении школьной программы. Раньше было попроще. Во-первых, в школах была продленка, дети домой приходили уже с выученными уроками. Во-вторых, школьная программа была нам ближе. Мы ее понимали. Сегодня всё изменилось. Продленок не стало, учителя после уроков не задерживаются, чтобы объяснить непонятый материал, или делают это неохотно, а в домашних заданиях даже я, неглупый родитель, не всегда могу разобраться. Нынешняя программа такая напутанная, что родители элементарно не справляются с домашними заданиями своих детей. Я приходила в школу к учителям и консультировалась на тему, как мне правильно делать домашнюю работу со своим сыном, чтобы не запудрить ему мозги и не оказать медвежью услугу.

О системе и методике

Наталья Пахомова: Как ни прискорбно это признавать, но наше современное школьное образование в значительной степени уступает пусть и устаревшему по многим критериям, но глубокому и всестороннему советскому образованию. Что уж говорить, если огромное количество современных учебников публикуется с ошибками. Хорошо, если такое издание попадет в руки опытному учителю, который ошибку обнаружит, объяснит и не даст ей закрепиться в сознании школьников. А учитель без опыта может пойти по написанному. А там действительно миллион ошибок.

Да и современная педагогическая подготовка намного слабее нашей. Мне кажется, учителей старой закалки готовили глубже. Мы знали все – от азов до самых коварных подводных камней не только в предмете, но и в педагогической деятельности, методике преподавания, возрастной психологии. Молодые специалисты сегодня очень поверхностны и имеют слабое представление об этих базовых понятиях. Вряд ли их плохо учат. Скорее, они сами плохо учатся и не заинтересованы в результате.

А что касается репетиторства и большого количества родительских претензий на эту тему – ну, это их право и выбор. Либо они сами контролируют и заставляют своих детей учиться, либо занимаются попустительством, а потом платят за это репетиторам. Причем платят не для того, чтобы их дети получили углубленные или расширенные знания по предмету, а чтобы закрыть пробелы в основной образовательной программе.

Юлия Риченко: Раньше учитель отвечал за результат, а теперь он отвечает только за балл, который ребенок получит на ЕГЭ. Я сама училась в советской школе, моя дочь оканчивала школу 10 лет назад, а сын – ученик девятого класса. Поэтому я вижу ситуацию изнутри и могу оценивать ее в развитии. Даже если не углубляться в далекое советское прошлое, а взять школу 10 лет назад, тогда было, на мой взгляд, все намного глубже и правильнее. Сегодня главная цель для учителей и учеников – это сдача ЕГЭ, а не получение знаний. Учитель повысит рейтинг, ученик получит заветный балл для поступления в вуз. Что еще нужно для счастья?

Я максимально близко столкнулась с этой проблемой только сейчас. Мой ребенок со светлой головой, гуманитарий по складу ума, который разбирается во многих вещах, начал разговаривать фразами, которые меня очень расстраивают: «Мне это не пригодится, моя задача – сдать ЕГЭ». Мне было очень грустно. А как же общее развитие, а как же способность поддержать любую тему в беседе, кругозор, анализ… «Это никому не интересно», – таков был ответ. Зачем читать классическую литературу в полном объеме, если для сдачи ЕГЭ достаточно пролистать тезисные выдержки из краткого содержания.

Да, мой сын сегодня ходит к трем репетиторам. Не потому что он глупый, а потому что даже для сдачи ЕГЭ ему не хватает школьных знаний. Мы в свое время добирали их на занятиях после уроков, на факультативах. Сегодня ничего этого нет. Сегодня есть элективные занятия, на которых дети учатся решать задачи для ЕГЭ. Не осваивают темы, которые не поняли во время уроков, а готовятся к экзамену по выбранным предметам. Моей дочери, которая готовилась еще по старой системе, без репетиторов и прицельной подготовки к ЕГЭ хватило знаний для сдачи экзамена на 289 баллов! У второго моего ребенка таких знаний уже нет. Их сейчас просто не выдают.

Растеряны все – и дети, и родители, и учителя. Никто не понимает, куда и к чему все это приведет. Если честно, у нас в семье в свое время заходил разговор о третьем ребенке. И я не стала рожать, как бы странно это ни прозвучало, именно из-за нашей системы образования. Меня не пугало ничего – ни дополнительные траты, ни жилплощадь, ни время. Меня пугала только школа.

 

На этом мы наш разговор и окончим. Ни жилье, ни время, ни деньги… От рождения ребенка родителей останавливают трудности в школе. Ужас.

Но это как в притче о враче и больном: только вдвоём они справятся с болезнью.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Учителя и родители: очная ставка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру