Мотокросс жив!

В Прокопьевске состоялись Всероссийские соревнования по мотогонкам.

В Прокопьевске состязаний такого уровня для мотоспортсменов никогда прежде не случалось. Может быть, и во всем Кузбассе. Два дня. Десять классов. Двадцать заездов. В гонках участвовали взрослые мотоспортсмены, занимающие призовые места на соревнованиях федерального и международного уровней. Кроме того, в своих классах выступили любители, ветераны, юниоры и даже дошкольники. Корреспондент «МК в Кузбассе» провел эти два дня на мототреке.

В Прокопьевске состоялись Всероссийские соревнования по мотогонкам.
В соревнованиях в Прокопьевске участвовали 120 мотогонщиков.

Сын за отца

Конечно, поговорил и с прославленными мотогонщиками. Но в первый день соревнований, придя утром на мототрек, увидел участников пока не знаменитых. Класс 50 кубических сантиметров – единственный, где тренерам или родителям разрешается помогать спортсменам во время заездов, иначе такие байки могут и не преодолеть стартовый барьер. В накопителе, где собираются гонщики перед стартом, в ряд крохотные мотоциклы, и на них маленькие спортсмены. Рядом с каждым наставник – как правило, папа. Крайний справа – белобрысый мальчик, которому впору на деревянном коне качаться, а не байком управлять. У пятилетнего Ярослава Азанова спокойное лицо и несколько отрешенный взгляд. Как рассказал его отец, для Ярослава это уже третьи соревнования. Они живут в поселке Малиновка Калтанского городского округа, а заниматься ездят к новокузнецкому тренеру. Сергей – так зовут отца – уточняет: они единственные представители своего округа в нынешних состязаниях.

– Сын реализует мою несбывшуюся мечту. Когда-то у нас в Малиновке была мощная секция мотокросса. Меня туда не приняли: и возраст был не тот, и бюджета семьи не хватало. Сейчас все деньги тратим на сына, чтобы он мог мотоспортом заниматься. Первые два месяца он каприз-ничал, но сейчас с охотой ездит на тренировки, – объясняет Сергей.

Начинающий спортсмен из Малиновки не стал призером, но не оказался и на последней строчке турнирной таблицы. Сергей таким результатом вполне доволен. Ведь уровень соревнований далеко не местечковый. В Прокопьевске много лет подряд проходил один из этапов чемпионата Сибирского федерального округа по мотокроссу. В нынешнем году по причинам, не зависящим от кузбасских организаторов, не получилось. Зато состоялись Всероссийские соревнования, посвященные Дню города и Дню шахтера. Эти состязания даже статуснее: гонщики, победившие во взрослых классах, получают звание мастера спорта России (по действующим правилам, победителям этапов чемпионата СФО такое звание не присваивается). В Прокопьевск приехали только сибирские спортсмены. Организаторы объяснили, что приглашались все желающие, но в европейской части России своих мотогонок хватает. Статус всероссийских прошедшие в Прокопьевские состязания все равно сохраняют. В заездах участвовало 120 мотогонщиков, среди них чемпионы России, кандидаты и мастера спорта России и мастер спорта международного класса. География участников: Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Хакасия, Алтай, почти все города Кузбасса. Главный судья соревнований – томич, судья всероссийской категории Андрей Поздняков.

Главный судья соревнований – томич, судья всероссийской категории Андрей Поздняков.

– Это официальные соревнования, они включены в единый календарный план Федерации мотоциклетного спорта России, – уточняет Андрей Евгеньевич.

– Как ситуация с мотоспортом в Сибири соотносится с ситуацией по России в целом? Какие регионы лидируют внутри СФО?

– Если смотреть по количеству соревнований, СФО является лидером в России. Свою роль играет то обстоятельство, что наш федеральный округ занимает огромную площадь. Но расстояния работают и против нас: не у всех есть время и деньги на длительные переезды и не всегда соревнования собирают большое количество участников. На нынешние прокопьевские, имеющие всероссийский статус, приехали почти все сибирские спортсмены, которых ждали. Что касается ситуации внутри СФО, то лидером здесь является Кузбасс благодаря тому, что в Кемеровской области много городов и проводится много соревнований.

– В Прокопьевске секция мотокросса входит в состав комплексной ДЮСШ. Насколько понимаю, это помогает решать многие проблемы. Как выживает мотоспорт в других городах?

– Ситуация тяжелая. Она и у вас в Прокопьевске тяжелая. В Томске тоже есть ДЮСШки, но финансируется только коммуналка и зарплата тренеров. Техника не обновляется, не покупается. Основные расходы ложатся на родительские плечи.

Сердитый чемпион

Начинался парад участников. Выступая перед соратниками, двадцатипятилетний президент Федерации мотоциклетного спорта Кузбасса прокопчанин Кирилл Цвенгер вспомнил, что соревнования проходят в День знаний:

– Детей поздравляю с праздником. Прекрасно помню, как сам в летние каникулы ездил на соревнования по всей стране. Мотогонщики хорошо знают географию. Я выбрал этот предмет, когда сдавал ЕГЭ.

Кирилл победил в классе 125 кубических сантиметров. Он неоднократный призер многих престижных состязаний, но по формальным причинам подтвердить норматив мастера спорта России не удавалось. Теперь он наконец получит давно заслуженное звание.

Специально для соревнований прокопчане модернизировали трассу: удлинили на 350 метров, расширили отдельные участки, добавили несколько петель. По единодушному признанию судей и иногородних спортсменов, прокопьевская трасса – одна из лучших в Сибири. И зрителям удобно: хорошо просматривается почти с любой точки. Мотогонщики говорят, что самое сложное – повороты. Кто техничнее и быстрее их проходит, тот и побеждает. Но болельщикам больше нравится, когда мотоциклисты взлетают с трамплинов. Ландшафт, где расположена трасса, такой, что иногда казалось, будто гонщики взмывают выше расположенных рядом девяти-этажек.

В первый день одними из самых зрелищных и азартных стали состязания класса «Открытый», в котором соревновались гонщики старше тридцати пяти. В каждом классе два заезда, победитель определяется по сумме очков. Победил Альберт Филиппов из Канска. Побеседовал с ним после первого заезда. Филиппов пришел к финишу раньше соперников, но остался собой недоволен. Сказал, что конкуренты, по его мнению, не очень сильные, и он непозволительно расслабился. Филиппову сорок девять лет, сорок из них он отдал мотокроссу. Сетует, что когда-то в стотысячном Канске мотоспортом занимались тридцать человек, сейчас – только шесть. Чемпиону обидно, что в его городе, да и в стране в целом, этот вид спорта не финансируется. Считает, что проблему нужно решать на федеральном уровне. Кроссовый мотоцикл он купил за шестьсот тысяч рублей. Байка хватает на три года, но за это время на ремонт уходит еще больше денег.

– Я частный предприниматель, а если бы работал «на дядю», о мотоспорте можно было бы забыть, – констатирует Филиппов.

Председатель мотоциклетного спорта Красноярского края Дмитрий Еремеев не в первый раз приезжает в Прокопьевск. О нынешних соревнованиях и о прокопьевской школе мотокросса отзывается с восторгом. Именно прокопьевский опыт сподвиг его и красноярских единомышленников провести у себя на родине один из этапов чемпионата СФО.

Экипаж-семья

Советский мотоцикл с коляской на стоянке участников. В компании импортных байков он выглядит настоящим раритетом. Обладатель винтажной техники – спортивного «Урала» 1992 года выпуска – Андрей Ермолаев. Оказалось, и он из Красноярского края – город Бородино. Объясняет, что выбрал «Урал», потому что этот мотоцикл и запчасти к нему доступнее по цене. Андрей Ермолаев за рулем. В коляске во время гонок его сын Евгений.

– Не обидно тому, кто в коляске? Со стороны кажется, что второй в экипаже – только балласт.

– Каждый выполняет свою работу. Такой мотоцикл не может ехать без колясочника, который балансирует мотоцикл при входе в вираж и выходе из него, при входе в трамплин. Два человека – экипаж!

На мотоцикле с коляской ездит и Антон Кучмай из Анжеро-Судженска.

– Трудно найти хорошего колясочника, от него все зависит. А водителя воспитать можно, – рассуждает он.

Ермолаевы победили в классе «Мотоциклы с коляской отечественного производства». Экипаж Антона Кучмая и Сергея Малышева завоевал второе место в классе «Импортные мотоциклы с колясками», уступив действующим чемпионам России – омичам Илье Смагину и Руслану Киселеву. Перед заездом наблюдал, как Кирилл Цвенгер рассказывал омским друзьям о своем первом опыте езды в коляске на соревнованиях. Оказалось, для новичка просто не выпасть – уже достижение.

Альберт Филиппов первое место.

Самый титулованный мотогонщик – Андрей Сафронов – мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России, чемпион Европы. Последние тринадцать лет выступает редко. Андрей родился в Кемерове, живет там сегодня, но его главные спортивные достижения связаны с другими регионами и городами – Смоленск, Пенза, Трехгорный Челябинской области. Из Кемерова Сафронов уехал в юности, будучи еще неизвестным спортсменом. Уехал, потому что не видел перспектив для себя: мотоспорт в столице Кузбасса практически сошел на нет.

– В Прокопьевске просто не профукали все, что было наработано в мотоспорте в советское время. Что касается ситуации в Кемерове – здесь как раз наоборот. Была когда-то и спортивно-техническая школа, и обеспечение, и поддержка города, а сейчас нет ни одной действующей секции мотоспорта. Занимаются только частники, – объясняет кемеровчанин.

Сафронов – участник прокопьевских соревнований в классе 250 кубических сантиметров. Главный судья назвал этот класс «не самым многочисленным, но самым звездным». Основные конкуренты Сафронова – мастера спорта России томич Константин Поздняков и прокопчанин Сергей Яценков. Первый заезд Андрей Сафронов выиграл с большим отрывом. Но во втором допустил несколько ошибок и потерял преимущество. В итоге победителем в этом классе стал Сергей Яценков, в очередной раз доказавший состоятельность прокопьевской школы мотокросса – самой массовой и результативной в Кузбассе.

Кстати

В классе 50 куб. см победил беловчанин Максим Каграманян; 85 куб. см – кемеровчанин Ярослав Голиков.

В классе 125 куб. см, юниоры, первое место у прокопчанина Степана Картавых. В этом же классе выступала единственная участница состязаний – Дарья Брежнева из Ленинска-Кузнецкого. Она обогнала половину юношей.

В классе «Ветераны свыше пятидесяти лет» кузбассовцы заняли весь пьедестал: Анатолий Шубинов (Кемерово), Сергей Тарасюк (Новокузнецк), Виталий Блинов (Прокопьевск). Кроме того, награжден самый возрастной участник соревнований – прокопчанин Дмитрий Коновалов, которому уже за семьдесят (!).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: Кузбасс сохраняет традиции советского мотокросса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру